В долине Катманду, на расстоянии в пять километров к югу от столицы Непала, расположен один из трех красивейших королевских городов – Патан. Этот город, где есть многочисленные буддистские пагоды и индуистские храмы, считается одним из главных центров индуистской и буддистской культуры Непала. Он прославился разнообразием традиций в искусстве и ремесле и стал местом рождения для некоторых известных мастеров. В Патане самая большая концентрация исторических памятников (более одной тысячи различных храмов, бахалов и ступ), расположенных на территории долины Катманду. Монументы имеют разнообразную форму и размеры. Они раскиданы почти по всем улочкам и площадям старого города.
Некоторые исторические источники и легенды утверждают, что Патан самый древний из трех городов в долине Катманду. Год основания города датирован 3-м веком до н.э., когда правила киратская династия.
В районе четырех ступ, которые символизировали четыре стороны света, были расположены границы старинного города. Как говорят предания, в 250 году до н.э. великий правитель империи Мауриев субконтинента Ашока приехал в долину Катманду и построил ступы. Обычно они строились на земляных холмах и потом покрывались травой. Сегодня сохранились только четыре ступы Ашока, которые расположены на севере, западе, юге и востоке Патана.
С самых ранних времен Патан считался главным городом в долине Катманду. Но наибольшего могущества он достиг во времена правления династии Малла, в XVI –XVIII веках, когда строились и реконструировались самые знаменитые храмы и дворцы города. До 1768 года Патан был независимым городом-государством, а после вступил в состав Королевства Непал.
Патан широко известен своим изобилием в культурном наследии, а именно традициями в декоративно-прикладном искусстве, изделиями из дерева, камня и металла. Здесь самое большое сообщество ремесленников. В городе построено огромное количество культовых храмов, ступ, пагод, монастырей и храмов-молелен (чайтья).
В Патане родилось много мастеров и художников. Самым известным из них был Арнико, с легкой руки которого архитектурные традиции города разошлись далеко за пределы Непала.
Иными словами, Патан – это центр искусства и культуры Непала. Комплекс зданий на Площади Дурбар был причислен к наследию ЮНЕСКО.
В переводе с индуистского языка Площадь Дурбар означает «место дворцов». Словом «дурбар» непальцы называют любую площадь, которая прилегает к территории старых королевских дворцов. До 1769 года Непал состоял из маленьких королевств. Их центральные площади были носителями самых известных исторических достопримечательностей того времени. Самая очаровательная из всех Площадей Дурбар – это, конечно же, площадь в Патане. Потому что здесь, как нигде, ощущается дух прошлого времени из-за многочисленных сохранившихся монументов и святых памятников. В 1979 году Площадь Дурбар стала главной достопримечательностью всего Непала, а не только города Патан, после того как ее отметила организация ЮНЕСКО. Имея достаточно небольшую территорию, она как нельзя лучше смогла сохраниться в своем первоначальном виде, в отличие от других святынь. Сама Площадь представляет собой большой строительный комплекс с расположенными на нем многочисленными храмами.
В конце 30-х годов XIX века Патан посетил бывший премьер-министр Англии Спенсер Персиваль и был поражен величием и красотой Площади Дурбар. Он охарактеризовал эту местность как «самую колоритную коллекцию благочестия и гордости восточного человека».
В восточной части Площади Дурбар находится Королевский дворец. Это самый древний дворец Патана, нежели в Бхактапуре или Катманду.
Самым известным буддийским монастырем в Патане является Уку Бахал. На территории монастыря расположено большое множество скульптур животных, верующих и молельных колоколов. Время основания здания датируется девятнадцатым столетием.
Кумбешвар расположен в северной стороне Площади Дурбар. Это пятиэтажный храм в долине Катманду, а всего существует три аналогичных храма. Кумбешвар был построен в честь бога Шива в конце XIV столетия и является самым древним храмом Патана. Это строение отличается от других великолепной резьбой по дереву и изящными пропорциями.
Поездку в Непал трудно забыть, благодаря тому, что на территории Кумбешвара находится великолепный водоем, который берет свое начало в водах священного озера Гойсакунд. Здесь собирается множество индуистских верующих для паломничества. Тысячи людей посещают храм Кумбешвар в конце лета во время проведения фестиваля Ракша-бандхан, чтобы помолиться около серебристо-золотистого лингама, символа бога Шива.
Согласно легенде Золотой храм был основан в XII веке, хотя древние письмена указывают на чуть позднее время - на начало XV века. Это одно из наиболее известных и важных достопримечательностей Патана. Золотой храм является религиозным центром всей долины Катманду. Множество туристов едет в Непал только для того, чтобы посетить эту святыню. В период с 23.07 по 22.08, когда идет Шраван, в город приезжают тысячи верующих.
В храме есть свои запреты, там запрещено носить кожу. Около входа построена маленькая комнатка, где все посетители оставляют свои изделия из кожи. Это происходит потому, что в индуистской религии корова является священным животным. И, соответственно, прийти в храм с кожаными предметами – это грех. Переплетение буддийских и индуистских традиций Непала отражается в том, что соблюдаются индуистские религиозные обычаи в буддийском храме.
Золотой храм ждет всех желающих, кто выбрал для себя путешествие в Непал. Это своеобразный символ толерантного отношения ко всем религиям. Город Патан для всего мира олицетворяет религиозную гармонию между индуистскими храмами и буддийскими чайтья, они являются частью одного религиозного комплекса. Общины, которые исповедуют буддизм и индуизм живут рука об руку на одной территории.
Патан на карте
Для просмотра координат объекта, клик по метке. Развернуть карту
Информация обновлена: 11 декабря 2013
Неточность в информации? Сообщите нам.
© 2007–2014 Гоинвэй.Ру — при цитировании путеводителя необходимо ставить прямую активную гиперссылку на используемый материал.