Экологические проблемы следует решать сообща

На сегодняшний день в Республике Адыгея на фоне внешнего благополучия сформировался ряд экологических проблем, от эффективности решения которых зависит как социально-экономическое, так политическое будущее республики. Один лишь перечень основных конфликтов Природы и Человека займёт не одну страницу убористого текста. Однако есть ряд проблем, решение которых возможно лишь на межрегиональном или даже на федеральном уровне взаимодействия различных ветвей власти при условии высокой активности всех слоёв населения.
Безусловно, на первом месте стоит проблема Краснодарского водохранилища, залившего огромные пространства плодородных земель поймы реки Кубань и создающего сейчас невыносимые условия жизни для жителей Теучежского и Тахтамукайского районов. Искусственный водоём, созданный ещё в советские времена для целей, которые сейчас уже потеряли свою актуальность, стал источником множества экологических бед. Но просто спустить воду, как предлагают некоторые специалисты и политики, нельзя. Следует предварительно провести комплексные научные исследования, изучить возможные последствия (в первую очередь, негативные) осушения Краснодарского водохранилища на основе опыта спуска аналогичного Шапсугского, разработать мероприятия по рекультивации освободившихся от воды земель. Естественно, финансовых средств и организационных усилий одной лишь республики будет не достаточно. Тем более что с Краснодарским водохранилищем связано много интересов Краснодарского края, которые также следует учитывать. Требуется специальная федеральная программа, способная в случае успеха стать модельной для аналогичных работ на равнинных реках в других регионах России, включая Волгу с её цепью «морей».
Проблема дефицита пресной воды заключается не столько в её недостатке, сколько в качестве той влаги, которую мы используем для поддержания своей жизни. Не всегда мы в состоянии самостоятельно контролировать и обеспечивать надлежащее качество водных ресурсов Адыгеи. Ведь годовой сток рек, берущих начало в границах республики, составляет менее трети от общего годового стока рек, протекающих по территории Республики Адыгея. Значит, большая часть речной воды подвергается угрозе загрязнения на территории наших соседей. Значит, требуется согласованная политика в области водопользования, совместные усилия по недопущению снижения качества поверхностных вод. Следовательно, определённые согласованные действия потребуются в развитии природоресурсного и природоохранительного законодательства на региональном и федеральном уровнях, в развитии сельского и лесного хозяйства, в недропользовании и коммунальном хозяйстве связанных единой речной сетью субъектов юга России.
Огромную проблему несанкционированные свалки бытового мусора, особенно такие, как полигон ТБО г. Майкопа. Какого качества воду пьют майкопчане из водозаборов, расположенных в километре от многолетней кучи мусора, производящей ежегодно десятки тонн так называемого фильтрата, остается загадкой даже для многих специалистов. Можно лишь догадываться, что ничего хорошего от выжимки из всех городских отходов, насыщенной болезнетворной органикой и тяжёлыми металлами, ждать не приходится.
Вообще, проблема сбора и утилизации мусора, как промышленного, так и бытового, стоит в Адыгее особо остро. Среди всех субъектов Южного федерального округа наша республика занимает первое место по официальному мусорообразованию! А сколько мусора на территории Адыгеи не учитывается, сколько его накапливается на промышленных предприятиях и в сельскохозяйственных угодьях, сколько засоряется лесов и водоёмов нашими общими усилиями? Для Республики Адыгея решение проблемы эффективной утилизации отходов производства и потребления – это вопрос жизни, в прямом и переносном смысле.
Но, в первую очередь, проблему мусоропереработки следует решать, исходя из экологической безопасности предлагаемых технологий, а уж потом заботиться об экономической эффективности такого производства. Ведь главное здесь всё же не забота о бизнесе, а о благополучии окружающей среды и здоровье людей. Учитывая высокую плотность населения и близость населённых пунктов Республики Адыгея и Краснодарского края, куда выгоднее создавать совместные мусороперерабатывающие комплексы больших мощностей, чем плодить кучу маленьких заводов в каждом муниципальном образовании, экономя на очистных сооружениях и завышая стоимость своих услуг.
Сообща надо так же решать задачи развития региональной сети особо охраняемых природных территорий, регулировать охотничье-ресурсный потенциал и добычу водных биологических ресурсов. Ведь в этой области природопользования и охраны природы административные границы не играют никакой роли.
Поэтому в мире постоянно растёт количество трансграничных охраняемых объектов, совершенствуется законодательство в этой сфере. Особенно значимо подобное сотрудничество в рекреационных регионах, где уникальные природные комплексы и объекты обеспечивают особую привлекательность этих местностей для туристического бизнеса. И наоборот, борьба за те или иные природно-рекреационные объекты между властями соседних субъектов, переходящая в бои местного значения наподобие гаишных засад на подъездах к Лагонакам, лишь распугивает потенциальных инвесторов, обескровливая туристический рынок.
Каким образом будет осуществляться сотрудничество властей по улучшению экологической ситуации в регионах-соседях, решать самим властям. Ведь главное, на наш взгляд, - это содержание реальных дел, положительный результат совместных усилий. Внешняя атрибутика должна лишь отражать наиболее эффективную форму взаимодействия, будь это совместные комиссии самостоятельных субъектов, администрация объединённых регионов или указующий перст из Кремля. Если жители Адыгеи не будут ощущать дискомфорта ни в экономическом, ни в экологическом плане, перестанут чувствовать себя социально незащищёнными и забытыми властями, то и разговоры об объединении с Краснодарским краем отойдут на второй план. Ведь любые революции, любые радикальные реформы – это либо чей-то бизнес, либо крайняя форма отчаяния и безысходности тех, кто организует революции. Противопоставить этому можно лишь реальный рост благосостояния народа, доверившего власть своим избранникам, на фоне развития добрососедских отношений не только на бытовом, но и, главное, на властном уровне. Поэтому о сохранении административных границ и самостоятельности того или иного субъекта Российской Федерации можно рассуждать лишь при гарантии сохранения единого экономического и политического пространства, соблюдения социальной справедливости и равенства, неразрывности экологических связей и взаимовыгодных условий эксплуатации совместных природных ресурсов.

Валерий Бриних, эколог.

Реклама на www.eco-tour.biz: 

ОАЭ из Самары 2013. С удобным сервисом от travel63.ru каждый может сам найти десятки туров по интересующим его параметрам, выбрать самый оптимальный, и получить скидку в 7%

Понравилось? Поделитесь с друзьями!;) Спасибо!