сплав по реке БелойВ семидесятые годы, когда водный туризм в Майкопе начал активно развиваться, спортивные водные маршруты со сплавом по рекам Белая, Пшеха, Лаба, Зеленчук и Кубань были очень популярны у туристов.

Сплавлялись в основном на байдарках, самодельных катамаранах и плотах, сооруженных из надувных автомобильных камер. Сплав по реке Белой (от поселка Каменномостского в город Краснодар) был спортивным походом первой - второй категории сложности.
Сверхсложные и опасные для сплава пороги находились выше Хаджохской теснины. В нижнем течении попадались лишь мощные быстротоки с пенящейся гребенкой высоко стоящих волн да стремительные прижимы вдоль скальных обрывов высоких и крутых берегов.

Перед туристами открывались очаровательные картины каменных островов, разноцветные отвесы песчано-глинистых берегов с ниспадающими водопадами. Основными же препятствиями в фарватере реки были опоры автомобильных мостов да прибрежные завалы из принесенных паводком деревьев и лесного хвороста.
Два грохочущих порога украшали русло реки Белой - это Семиколенный и Тульская теснина. Они, словно малые, перекатывающиеся водопады, пенным валом вставали на пути туристов и сбрасывали их суденышки в бешено пляшущий подводопадный белопенный бурун.

Туристы с восхищением, весельем и удовольствием, яростно махая весла ми, сплавлялись через бурлящие шиверы, прорезая остроносыми байдарками хо лодные всплески быстрой воды.

Но вот в конце семидесятых годов для народного хозяйства республики понадобился речной камень. Река Белая перед поселком Тульский образовала огромную извилистую дугу. Тогда приняли решение перегородить русло реки в этом месте, а ее саму направить по другому пути, по вновь вырытому каналу.

Река, направленная в узкий канал с высокими глинистыми берегами, имеет здесь довольно сильный уклон. Этот самый уклон и дает реке ту напористую силу стремительного движения, с которой она ввинчивается в узкую горловину порога.
В дождливые июньские дни, когда река набухла талой снеговой водой, мы пришли осмотреть порог.

Порога еще не было видно, но нас уже встретил тяжелый приглушенный гул рассерженной реки. Как сотня одновременно движущихся железнодорожных со ставов, река глухо грохотала о каменное дно несущимися под водой скальными глыбами, готовая смести все, что стоит на ее пути. Чем ближе мы подходили к порогу, тем громче и яростней в бешеном реве клокотала река.

Порог ошеломил меня своей зловещей мощью. Полноводная река, выйдя из берегов, широкой мутной лавой неслась в каменном русле. Вырытый строителя ми канал вытянул ее стремительную живую струну, звенящую от напряжения, на высокой предельной ноте. В конце гигантского желоба кто-то невидимый как будто резко обрывал эту туго натянутую нить. И река с оглушающим, словно пушечный выстрел, грохотом бросала в полет с каменного уступа всю водную массу.

Падая водопадом, набравшая дикую скорость река вдруг натолкнулась на подводное препятствие и, вдребезги разбиваясь о каменные плиты, в неописуемой ярости встала на дыбы. Здесь в жерло кипящего порога оказались сброшены железобетонные плиты с отточенной, словно острая игла, сталью арматуры.

В пороге Белая, вспениваясь сплошным белым валом, мощной силищей про бивала себе путь на равнину. Железобетон, ощетинившийся пружинистой щеткой острых металлических прутов, словно взбешенный клыкастый вепрь, с диким ревом рвал водный поток на мелкие части. Перед нами была по-настоящему жуткая гигантская мясорубка, кромешное месиво из воды, пены и завывающего стона заживо разрываемой реки.
В пороге создается сильный турбинный вращающий момент, как в центрифуге стиральной машины.

Вот поэтому, прежде чем отправиться в туристское путешествие по реке, необходимо изучать закономерности движущейся воды. Надо знать правила скольжения реки по каменному руслу, расклад ее центробежных сил, разрушающих берега и скалы. Кроме этого, необходимы знания о том, что всегда более высока скорость поверхностного слоя воды и слабее скорость в ее глубинах. Тем, кто сплавляется, необходимо иметь представление о силе и характере "отбивной волны", о "бочках" в бушующих порогах.
Но особенно важно знать правила безопасности на воде, тактику и технику преодоления водных порогов. Ранее существовавший Майкопский городской клуб туристов проводил такую учебу с молодежью, и вопросам безопасности в горах уделялось основное внимание и время на занятиях. Сегодня городской клуб туристов закрыт, и молодежь предоставлена самим себе. Опыт путешествий, на копленный за многие годы и описанный в отчетах руководителей туристских походов, уничтожен организаторами современных реформ.

Русская, древняя как мир, пословица говорит: "Не знаешь броду, не лезь в воду!". Поэтому, прежде чем проходить водный порог, внимательно осматривается и изучается сложное и опасное препятствие, расставляются посты перехвата для сбора сорванных потоком воды участников путешествия и проверяются на прочность сплавные суда, каски и спасательные жилеты. Тщательно прорабатывается и обсуждается всей группой тактика прохождения порога, выбор оптимального пути, возможные аварийные ситуации и система действий в них, а также просчитываются все возможные варианты действий на воде: в каком месте порог прижмет к скале, где бросит влево или вправо, где накроет валом, ударит о подводный камень или смоет, как щепку.

Туристические группы, заплатившие за сплав приличные деньги и посаженные впервые на рафт, должны рассчитывать на полную безопасность. Это им гарантировано условиями сертификации коммерческого маршрута и туристической лицензией. Такие мероприятия не должны проходить "на авось", в пылу азарта и восторженности движения по воде, где дух борьбы с водной стихией начисто отбивает память о поджидающей в пороге опасности.